В Тамбовском государственном техническом университете создана комплексная система поддержки и профессионального роста преподавателей. Эта система направлена на развитие человеческого капитала в интересах образовательного процесса, региона, отраслей экономики и сектора исследований и разработок.
«Мы в университете реализуем системный подход к развитию и поддержке преподавателей, создавая условия для постоянного профессионального роста и внедрения инновационных педагогических решений. Программы повышения квалификации, конкурсы и рейтинги способствуют выявлению и поощрению лучших специалистов, обеспечивая высокое качество образовательного процесса. Особое внимание уделяется подготовке молодых кадров, что закладывает основу для устойчивого развития университета и сохранения его лидирующих позиций в сфере высшего образования», – отмечает ректор ТГТУ Михаил Краснянский.
В вузе стремятся, чтобы молодые, перспективные, инициативные преподаватели составляли ядро и были лидерами изменений в университете. Для этого особое внимание уделяется системе подготовки кадров высшей квалификации. Сейчас в аспирантуре ТГТУ учатся 250 человек. На базе университета действует 7 диссертационных советов. Кроме того, два года назад по инициативе ректора ТГТУ Михаила Краснянского был запущен проект «Школа кадрового резерва науки». Его цель – развитие кадрового потенциала вуза из перспективной молодежи. При наборе слушателей проходит конкурс, который основывается на учете достижений студентов по математике и/или информатике – учитываются результаты ЕГЭ при поступлении в ТГТУ и/или промежуточной аттестации по дисциплинам математического и/или информационного блоков. В рамках обучения в Школе студенты получают дополнительные знания и практические навыки по трем модулям: «Математика», «Информатика и информационные технологии», «Английский язык». Для слушателей организуются стажировки и поездки в крупные научные организации, вузы, технологическое компании.
Школа кадрового резерва науки – это стартовая площадка для будущих лидеров высшей школы, ученых и преподавателей. И это значимый шаг на пути создания многоуровневой, комплексной системы кадровой политики университета.
Еще одной важной составляющей является рейтинг научно-педагогических работников, который формируется ежегодно. Оцениваются результаты учебно-методической, научно-исследовательской, организационной и воспитательной деятельности преподавателей, профессиональное развитие. Многие работники ТГТУ являются обладателями государственных и ведомственных наград и званий, таких как Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, Лауреат премии Правительства, Заслуженный работник высшей школы, Почетный работник высшего профессионального образования, Заслуженный изобретатель, Заслуженный строитель и другие. Среди сотрудников университета есть награжденные орденами и медалями муниципального, регионального и федерального уровня. Лучшие преподаватели, наставники университета представлены на Доске почета ТГТУ, которая обновляется в соответствии с результатами рейтинга и новыми профессиональными достижениями сотрудников.
В ТГТУ уделяется большое внимание поддержке преподавателей, которые показывают высокий уровень профессионализма, качества разработанных лекционных материалов, практических и лабораторных работ, внедряют инновации в свою работу. В прошлом году, который прошел как Год наставника и педагога в России, в ТГТУ возродили программу развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава. Программа объединила многолетний опыт вуза и новые направления, продиктованные трансформацией системы высшего образования в стране. Она была создана в рамках реализации проекта Программы развития ТГТУ «Кадровый резерв» и включает повышение квалификации, тренинги и мастер-классы, а также конкурсную составляющую – рейтинг преподавателей и ежегодный конкурс «Лучший лектор».
В конкурсе «Лучший лектор» ежегодно принимают участие и опытные преподаватели, и молодые лекторы, что обеспечивает преемственность поколений преподавателей в университете. Конкурс проводится по номинациям «Лучший наставник», «Лучший в онлайн», «Лучший практик», «Новатор», «Лучший лектор».
«Наши основные задачи в области кадровой политики направлены на обеспечение университета конкурентоспособными высококвалифицированными кадрами, достижение оптимального баланса численности научно-педагогических работников разных возрастных групп с актуальным набором компетенций, привлечение молодежи. Чтобы университет вел опережающую подготовку кадров, прежде всего, наши преподаватели должны быть на шаг впереди, постоянно повышать свою квалификацию, внедрять новые технологии в образовательный процесс. Понимая это, ежегодно каждый преподаватель ТГТУ проходит от одной до трех-пяти программ повышения квалификации по своим предметным областям, универсальным компетенциям и технологиям организации образовательного процесса, таким как проектная деятельность, коммуникативные и психологические аспекты педагогической деятельности, технологическое предпринимательство, применение искусственного интеллекта в образовании и предметных сферах и другим», – комментирует Наталия Молоткова, первый проректор ТГТУ.
Тамбовский государственный технический университет последовательно реализует стратегию поддержки и развития своих преподавателей, создавая все необходимые условия для их профессионального роста и внедрения передовых педагогических практик. Это позволяет университету оставаться на передовой линии образовательных процессов, сохраняя лидерство в своем регионе и за его пределами. В фокусе внимания остаются как опытные специалисты, так и молодые таланты, что гарантирует преемственность традиций и готовность к вызовам будущего. Система конкурсов, рейтингов и программ повышения квалификации стимулирует преподавателей к постоянному совершенствованию, делая вклад в общее дело улучшения качества образования. Таким образом, ТГТУ уверенно движется вперед, укрепляя позиции одного из ведущих технических университетов страны.